杜光庭, Бинь-шэн, Гуан-чэн сянь-шэн, монашеское имя Дун-ин — «Восточное море». 855–933. Даосский философ (см.
Даосизм), патриарх школы «трех вместилищ» (
саньдун-цзун). В молодости изучал конфуцианские (см.
Конфуцианство) канонические и исторические сочинения, позднее стал приверженцем даосизмаи принял монашество в храме на горе Тяньтай. Ду Гуан-тин — один из самых популярных и плодовитых авторов своего времени, в
«Дао цзан» включено 28 его сочинений. Основные труды написаны в форме комментариев к даосским каноническим трактатам: «Дао дэ чжэнь цзин гуан шэн и» («Всеобъемлющий и священный смысл Истинного канона о
дао и
дэ») и «Тай шан Лао-цзюнь шо чан цин цзин чжу» («Комментарий к Канону неизменной чистоты и покоя, проповеданному Высочайшим владыкой Лао-[цзы]»). В центре учения Ду Гуан-тина — проблема соотношения
дао и «вещей» (
у [3]), к-рая решается в традиционном для китайской философии духе:
дао и «вещи» соотносятся как «надформенное» (
син эр шан) и «подформенное» (
син эр ся). Согласно социальной доктрине Ду Гуан-тина, к-рая позволяет считать его непосредственным предшественником
неоконфуцианства, социальные различия и неравенство обусловлены «пневмой» (
ци [1]) людей: чистая «пневма» присуща благородным и мудрым, а мутная — презренным и глупым. Ду Гуан-тин занимался также проблемами космогонии и космологии. Посвятил несколько трактатов, в к-рых сказалось влияние практики йоги, проблеме самадхи — высшего психического состояния (см.
Саньмэй).
Литература: Чу Цзыци (
Щуцкий Ю.К.).Ду Гуан-тин дуйюй дао-цзяо сянчжэн чжи цзяньцзе (Исследование даосского символизма Ду Гуан-тина) // Тоёгаку сорон. Т. 1. Осака, 1934.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 250-251.